Оригинал взят у
antimarchenk в
Патернализм и патерналисты. Партия патерналистов.
Наверняка многие сталкивались в самой разнообразной научной, образовательной литературе и публицистике с таким понятием, как патернализм. Слово это на слуху давно и связанная с ним концепция не нова. Патернализм – от латинского pater, то есть «отец» - означает идею или деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом плане.
В СССР патернализм описывали как буржуазную доктрину, призванную внедрить в сознание трудящихся идеи «социального партнерства» или «соучастия в деле». Мол, это всё показная «отеческая забота» о трудящихся в виде целой системы поощрительных социально-экономических и организационно-технических мероприятий: выпуск мелких акций и распространение их среди трудящихся, частичное участие рабочих в прибылях и т.д. Патернализм, по мнению советской пропаганды, создает видимость классового сотрудничества, чтобы отвлечь от классовой борьбы.
Сегодня, после того как номенклатура, вдалбливавшая нам, что всё, что не по марксизму-ленинизму и не по-советски, не по их – буржуазное, стала самой что ни на есть в её же коммунистических понятиях хищной капиталистической олигархией, стоит всё же прибегнуть к переоценке ценностей в отношении взглядов на патернализм.
Тем более, что население нынешнего постсоветского пространства в значительной степени лишилось той «отеческой заботы» государства и сильно ностальгирует по ним после угара неолиберализма конца 80-х начала 90-х, когда модно было критиковать привязанность населения к государственным институтам, за отсутствие духа индивидуализма и предпринимательства, за коллективизм и конформизм.
И нынче идея социального партнерства и соучастия в деле скорее идёт патернализму в плюс на фоне «законов рыночных джунглей», где каждый сам за себя, где работодатели уже получили права рабовладельцев и феодалов, где общество атомизировано на бесправных индивидуумов.
В свою очередь либералы всегда описывали патернализм как некий механизм, антилиберальный, препятствующий свободе рынка, капитала, рыночной экономике и предпринимательству. Этим они изображали государство, как некое пугало, обозначали патернализмом вмешательство государства в экономику. Хотя за их мифами всегда скрывалось желание подчинить государство себе, сделать его ночным сторожем в интересах финансовых и производственных корпораций. То есть отжать «отеческую заботу» исключительно себе, элите, верхушке, в ущерб остальным слоям населения.
Так вот, во мраке современной либеральной деспотии и олигархической вакханалии стало появляться всё больше и больше людей отвергающих навязчивые идеи постмодернизма и либерализма, с другим складом мышления с другими ценностями, которые вписываются именно в представленную выше инструментальную доктрину патернализма. То есть патерналисты: те, для кого, прежде всего государство – божественный дар, источник общего блага и безопасности, не «ночной сторож», а помощник. Гениальный организм, со своей исторической, географической и демографической (генофонд) формой и содержанием, созданный и сбереженный предками, который нужно сохранить для потомков в его своеобразии, с его ресурсами, а не подобно живущим в «конце истории» либералам эксплуатировать по принципу «после нас хоть потоп». Патерналисты стремятся к сильному мощному заботливому государству в пику полицейскому государству насилия. Это те, кто считают, что государство не обязательно стремится отнять гражданскую свободу, но предлагает следовать гражданской ответственности. Где власти, элиты и широкие слои населения действительно стремятся к патерналистской идее сотрудничества и кооперации для достижения общего блага.
До сих пор еще не было самостоятельного политического движения патерналистов, патернализма представленного в виде партии, политической доктрины, идеологии. Он был исключительно инструментальной функцией в рамках самых разнообразных течений политической мысли и политических курсов. Поэтому люди придерживающиеся патерналистических взглядов рассеяны во всевозможных политических, прежде всего, антилиберальных движениях: это и монархисты, имперцы, националисты, разного рода социалисты, консервативные республиканцы, геополитические направления, консерваторы и традиционалисты, разного рода «охранители», большинство из которых скорее лелеют идею возрождения и восстановления былой мощи и славы страны, даже сторонники державности, верящие в эволюционные преобразования, т.е. реформисты, поддерживающие нынешнюю власть, «за стабильность».
Многие из людей, разделяющие патерналистские взгляды считают себя просто патриотами. Патернализм и патриотизм в чём-то созвучные по смыслу понятия. Однако патриотизм – это чувство, а патернализм это опосредованная через это чувство рациональная идея. Патриотизм легко довести до квасной, ура-патриотической эмоции, чем нередко пользуются власть имущие во все времена, чаще всего из корысти. Патернализм же уже расставляет по полочкам, что делать, какие меры нужны для общественного блага и мира.
Идейное разнообразие в патерналистической среде возникает, потому что над всеми представленными патерналистами довлеют образы прошлого, старые доктрины, в которых они находят те самые рациональные зерна патернализма, но остальная идеология и её исторические мотивы заводят в тупик, затмевают патернализм.
В то время, как либералы с лёгкостью отказываются от образов либерализма прошлого во имя 300% прибыли, где много говорилось и об общем благе и о «свободе, равенстве, братстве», правах человека, гражданском обществе.
Но вернемся к патернализму. Как уже ранее упоминалось, патернализм довольно подробно описан как механизм влияния государства на экономику, много ссылок на него как на элемент того или иного политического курса.
И действительно, за последние 200 лет политической идеологии и практики накопилось множество верных решений в плане патернализма, «отеческой заботы» о населении, кооперации общественных сил.
Фактически перед нами прошла целая эпоха патернализма. Это и социалистические учения, катедер-социализм, синдикализм, социальное государство, столыпинские реформы, советские социальные преобразования, «шведская модель» (не забивать корову капитализма, а доить её), Новый курс, консервативная революция и многое другое, что несло в себе «отеческую заботу», идею сильного государства, т.е. патернализм как принцип самосознания общего блага выше частного.
То есть обо всём этом, о патернализме написано в разных теориях, но не замечают его сам как нечто большее, за его плодоносящими деревьями, не видят этого выросшего за последние века леса. Лекарство от постмодернизма есть! Вот оно.
Вот вам контр-постмодернистская теория, «четвертая теория», как не назови: антилиберальная, против нынешней вседовлеющей деспотии неолиберализма. Накопились и существуют уже безусловно верные левые и безусловно верные правые идеи, которые попадают в поле патернализма.
Да, необходимо новое прочтение патернализма, новое его обобщение и выделение как широкой политической теории. Чтобы получить сплав всего, что есть прогрессивного и традиционного во имя общего блага.